Морщины на теле земли окружающий мир 4 класс

Предлагаем ознакомится со следующей информацией: "морщины на теле земли окружающий мир 4 класс" и обсудить статью в комментариях.

Мнение о глазах в древности

Один древний ученый заметил, что глаза человека – более надежный свидетель, чем уши. Это утверждение правдиво, ведь более 90 % информации об окружающем мире человек получает при помощи глаз (рис. 1).

Рис. 1. Глаза человека (Источник)

В древности люди придавали глазам мистическое значение. Считалось, что глаза могут жить собственной жизнью и влияют на судьбы людей. Древние греки наносили изображения глаз на свои корабли, как обереги. Древние египтяне изображали огромное око божества Ра (рис. 2–4).

Рис. 2. Турецкий амулет «Глаз Фатимы»

Рис. 3. Древнегреческий корабль

Рис. 4. Древнеегипетское изображение глаза Ра

Строение и функции глазного аппарата

Глаз человека имеет круглую форму и называется глазным яблоком (рис. 5). Глаза расположены в специальных углублениях в черепе – глазницах (рис. 6).

Рис. 5. Глазное яблоко (Источник)

Рис. 6. Череп человека (Источник)

Движением глаза управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Эти мышцы прикреплены к склере – твердой оболочке белого цвета, которая защищает те части глаза, которые находятся внутри глазного яблока (рис. 7).

морщины на теле земли окружающий мир 4 класс

Рис. 7. Строение глаза (Источник)

Внешняя сторона глаза защищена верхним и нижним веками. Веки человека – это складки кожи, которые поднимаются и опускаются специальными мышцами. Постоянно закрываясь и открываясь, они позволяют глазу оставаться чистым и увлажненным. Если в темной комнате резко включить яркий свет, человек обязательно зажмурится – сомкнутся его веки, защищая глаза от слепящего света и давая им возможность постепенно привыкнуть к смене освещения. Если поднести близко к лицу какой-либо предмет, веки автоматически закроются, защищая глаза от возможной опасности.

Брови тоже охраняют глаза: они препятствуют попаданию пота со лба в глаза.

Ресницы защищают глаза от пыли, дождя, снега и других помех. На обоих глазах человека примерно 80 ресниц, каждая из которых сменяется каждые 100 дней. Таким образов за жизнь человека сменяется 80 000–90 000 ресниц.

У людей, живущих в зоне степей, пустынь и полупустынь, узкий разрез глаз – так природа помогла приспособиться человеку к пыльным ветрам и песчаным бурям.

Спереди глаз покрыт прозрачной тонкой оболочкой, роговицей, которая состоит из клеток, легко пропускающих свет. Мы видим сквозь роговицу, как сквозь прозрачное стекло. Роговица нуждается в постоянном увлажнении, иначе она тускнеет (рис. 8).

морщины на теле земли окружающий мир 4 класс

Рис. 8. Строение глаза (Источник)

Вверху наружного угла глаза есть слезная железа, в ней хранится жидкость – слезы (рис. 9). При моргании железа открывается, выделяется жидкость, которая смачивает глаз и защищает его от высыхания. Мы моргаем каждые 6 секунд, то есть в течение жизни мы опускаем и поднимаем веки около 250 млн раз. Слезы солоноватые на вкус и прозрачные. Поэтому говорят: «Чистый, как слеза».

Рис. 9. Слеза (Источник)

В составе слез есть белки, которые помогают защищать глаз от попавших на его поверхность микробов. Чтобы слезы не скапливались вокруг глаз, излишек выводится через слезный канал в носовую полость. Вот почему, поплакав, человек вынужден вытирать не только глаза, но и нос.

Роговица покрывает цветную часть глаза – радужную оболочку. Радужка уникальна – на Земле нет даже 2 людей с одинаковыми радужными оболочками глаз (рис. 10).

Рис. 10. Радужная оболочка глаза (Источник)

Рис. 11. Ношение солнцезащитных очков (Источник)

Чтобы сберечь радужку, необходимо в яркую солнечную погоду носить солнцезащитные очки (рис. 1). Сзади к радужной оболочке прикреплены мышцы, которые позволяют ей менять форму в зависимости от освещения: чем меньше света, тем уже кольцо радужки. Таким образом, радужка контролирует, сколько света проникнет через зрачок – черный кружок, который находится в центре радужной оболочки. Именно через него внутрь глаза проходит свет. Если свет яркий, зрачок сужается, а если свет слабый тусклый – расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим – в зависимости от сильного или слабого освещения (рис. 12).

Рис. 12. Строение глаза (Источник)

В центре глаза, позади радужной оболочки и зрачка, расположена овальная линза – хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же, как она, пропускает через себя свет. Хрусталик прозрачный, бесцветный и эластичный. Для того чтобы сфокусировать изображение, хрусталик изменяет свою форму, становясь то более выпуклым, то более плоским. Иногда в работе хрусталика происходит сбой, тогда некоторые люди нечетко видят предметы вблизи (дальнозоркость) или вдалеке (близорукость). Тогда люди носят очки, чтобы помочь хрусталику. Также хрусталик можно тренировать: для этого достаточно несколько раз перевести взгляд с дальнего объекта на ближний и обратно.

После хрусталика свет проходит через стекловидное тело, заполняющее всю полость глазного яблока. Стекловидное тело состоит из тонких волокон, между которыми находится бесцветная прозрачная жидкость, обладающая большой вязкостью; эта жидкость напоминает расплавленное стекло. Отсюда и произошло его название – стекловидное тело.

Сетчатка – та часть глаза, с помощью которой мы видим. Сетчатка плотно покрывает заднюю часть глазного яблока. Она также важна, как пленка в фотоаппарате. Сколько бы мы ни зажимали на затвор, сколько бы света ни проходило сквозь линзу объектива, если в фотоаппарате нет пленки, все равно никакой фотографии не получится. То же самое происходит и с глазами. Если бы в них не было сетчатки, мы бы ничего не видели.

Свет сначала проходит через роговицу и зрачок, затем через хрусталик, потом сквозь прозрачную жидкость, заполняющую глазное яблоко внутри, и, наконец, в самой дальней части глазного яблока достигает сетчатки. Хотя размер сетчатки невелик, на ее поверхности находится более 130 миллионов чувствительных к свету клеток. Эти клетки делятся на 2 типа: палочки (различают белый, черный и все оттенки серого цвета; помогают видеть в темноте) и колбочки (различают все цвета, но могут работать только при свете). Когда свет достигает сетчатки, она передает сигнал по особому нерву (он называется зрительным нервом) в специальный отдел мозга. Изображение это уменьшено и перевернуто (рис. 13).

морщины на теле земли окружающий мир 4 класс

Рис. 13. Прием изображения глазом (http://ladativi.ru/assets/images/eye2.jpg)

А когда наш мозг получает сигнал, мы, наконец, видим то, на что смотрят наши глаза.

Повторим последовательность:

1. Свет проходит сквозь роговицу и зрачок к хрусталику.

2. Затем он проходит через хрусталик и жидкость, заполняющую глазное яблоко, и попадает на сетчатку.

3. Сетчатка принимает световой импульс и передает его зрительному нерву.

4. Зрительный нерв посылает сигнал мозгу.

5. Мозг переводит сигнал в зрительный образ.

Береги зрение

Зрение – огромное богатство человека. Слепым очень трудно. А дефекты зрения трудно исправить. Поэтому необходимо беречь глаза и заботиться о зрении (рис. 14).

Рис. 14. Берегите зрение!

Следуйте таким правилам:

1. Нужно промывать глаза утром и вечером.

2. Не трите глаза грязными руками, чтобы не занести микробы и сор.

3. Если в глаз попала соринка, обратитесь за помощью ко взрослым, промойте глаза водой.

4. Остерегайтесь попадания в глаза острых предметов.

5. Не читайте лежа, в транспорте, при плохом освещении.

6. Старайтесь держать книгу на расстоянии 30–35 см (чтобы определить это расстояние, поставьте локоть на стол и кончиками пальцев дотянитесь до виска – на таком расстоянии от глаз стоит держать книгу или тетрадь).

7. Помните, что при чтении и письме свет должен падать слева.

8. Смотрите телевизор не более 1–1,5 часов в день.

9. Сидите не ближе 3 м от телевизора, подальше от монитора компьютера.

10. Работайте на компьютере не более 15 минут подряд.

11. Ежедневно делайте гимнастику для глаз.

12. Употребляйте в пищу продукты, богатые витаминами, которые необходимы для правильной работы глаз: морковь, лук, сладкий перец, помидоры, петрушку.

На следующем уроке мы узнаем, сколько у человека на самом деле ушей, убедимся в том, что ухо помогает не только слышать и слушать, но и сохранять физическое равновесие, познакомимся с необычными фактами об этом слуховом органе.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. – М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. – М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. – М.: Просвещение.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Festival.1september.ru (Источник).
  2. Openclass.ru (Источник).
  3. Zrenielib.ru (Источник).

Домашнее задание

1. Напишите соответствующие названия.

1. Орган зрения. (Глаз)

2. Углубление в лицевой части черепа, в котором помещается глазное яблоко. (Глазница)

3. Подвижные кожные складки, защищающие глаза от ветра и пыли. (Веки)

4. Поднимание и опускание век. (Моргание)

5. Волоски на краях век. (Ресницы)

6. Дугообразные полоски волос над глазной впадиной. (Брови)

7. Прозрачная оболочка, которой покрыто глазное яблоко. (Роговица)

8. Отверстие в центре радужной оболочки. (Зрачок)

9. Часть глаза в виде выпуклой линзы. (Хрусталик)

10. Дно глаза (Сетчатка)

11. Заболевание глаз, при котором удаленные предметы видятся яснее, чем близкие. (Дальнозоркость)

2. Зарисуйте строение глаза, сделайте подписи.

3. * Ответьте на вопрос: «Почему все кошки ночью серые?»

Презентация к уроку « Кожа- «пограничник» человека» по окружающему миру в 4 классе, УМК «Школа2100». Планируемые предметные результаты – Понимать, что кожа защищает организм от трения, от проникновения вредных веществ и микробов, от перегрева и переохлаждения, что через кожу выделяются лишние соли и вода; что кожа- орган осязания. Составлять правила ухода за кожей; рассказывать о том, как кожа помогает нам в жаркую погоду, во время купания, при шитье и вязании. Универсальные учебные действия – Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Личностные результаты- Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: отвечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Ход урока:
1. Организационный момент
– Тема сегодняшнего урока очень важная для каждого из нас.
Попробуйте отгадать загадку, чтобы понять о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке:
Мы в нее зимой и летом
С головы до ног одеты,
Даже на ночь снять не можем,
Потому что это…
(ответ: кожа)
2. Повторение пройденного
-На прошлых уроках мы говорили, как человек воспринимает окружающий мир. Познакомились с органами чувств человека.
-Итак, сколько у человека органов чувств?
-Перечислите их.
-С помощью какого органа вы видите, что написано или нарисовано в книге?
-Расскажите о том, как беречь зрение.
-Что помогает чувствовать запах хлеба, цветов, духов?
-Когда обоняние может ухудшиться?
-С помощью какого органа вы узнаете, что звенит звонок, играет музыка?
-Что нужно делать, чтобы сохранить хороший слух?
-С помощью какого органа вы отличаете сладкую пищу от горькой, солёную от кислой?
( выслушиваются ответы детей)

3. Сообщение темы и целей урока. (слайд №2,3)

-Сегодня мы поближе познакомимся еще с одним органом чувств человека – кожей. Познакомимся со строением и свойствами кожи, узнаем каково её значение для организма; убедимся в необходимости ухода за нашей кожей.

-Нам предстоит ответить на следующие вопросы:

1. Какая у нас кожа?
2. Зачем человеку кожа?
3. Как человек заботится о своей коже?
4.Практическая работа. (слайд № 4,5,6)
-Кожа – это живая защитная оболочка нашего тела. Ее общий вес составляет примерно 4 кг. Самая тонкая кожа на веках глаз -около 1 мм, самая толстая на подошвах ног -около 4 мм.

-Давайте проведем наблюдение за нашей кожей. Определим:

А) «Какая у нас кожа?»
-Рассмотрите кожу на кисти руки. Какая она?
-Обратите внимание на места сгибов. Попробуйте согнуть палец. Случайно ли кожа имеет складки?
-Возьмите лупу. Рассмотрите кожу через лупу. Постарайтесь увидеть маленькие отверстия- поры. Как вы думаете. Для чего они?
-Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к стеклу. Что видите? Зачем коже жир?
( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа мягкая, эластичная, прочная, гладкая. Складки нужны, чтобы не затруднять движение. Без складок на коже- руки и ноги не смогли бы сгибаться. Через поры кожа впитывает свежий воздух и удаляет ненужные вещества. Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает её мягкой и эластичной.

Б) «Зачем человеку кожа?»

-Положите на руку сначала теплый предмет, а затем холодный. Что вы почувствовали?
-Слегка уколите палец иголкой. Что вы почувствовали? ( выслушиваются ответы детей и делается вывод)

Вывод: кожа помогает человеку чувствовать тепло и холод, мороз и жару, боль и даже заменяет нам глаза.

5. Работа с учебником «Окружающий мир 4 класс» с.30-33 (слайд №7-11)

( ученики читают текст самостоятельно, а затем обсуждают статью)
Представьте. Что вы стали совсем маленькими, такими, что можете проникнуть даже через кожу. Вот что мы там увидим. ( слайд «Строение кожи»)

-Какое строение имеет кожа? Назовите составные части кожи?

( в ходе ответов на слайде появляются названия частей кожи)
-Зачем человеку волосы на голове и теле? ( выслушиваются ответы детей)

– На всем ли теле человека есть волосяной покров? Рассмотрите кожу рук или губ.

( выслушиваются ответы детей)

-Губы, стопы ног и ладони рук лишены волосяного покрова, на других же участках тела растут волосы: брови, ресницы, ноздри, верхняя губа, руки, ноги, подмышечные впадины и др.

Волосы растут со скоростью 0,2 мм в сутки. Тело человека покрыто волосками в количестве от 200 000 до 1 миллиона.
– По всей поверхности кожи расположены потовые железы. На что похож пот?
– Зачем и когда человек потеет?
( выслушиваются ответы детей)
-Потоотделение осуществляется на стопах ног, ладонях, лбу, груди и в подмышечных
впадинах. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ и мыться с мылом. Человек
выделяет 21 л пота в месяц. На 1 м2 кожи содержится 1 миллион потовых желез!

– Какова нормальная температура тела человека? Всегда ли она одинакова? ( выслушиваются

ответы детей)
-Температура колеблется в течение суток -во время сна и пищеварения она повышается.
Критической температурой тела считается 42°и 25°
-Какое значение имеет для организма наша кожа? ( выслушиваются ответы детей делается
вывод)

• Защищает внутренние органы от повреждения

• Не пропускает в организм микробы
• Не пропускает в организм воду
• Удаляет с потом вредные вещества
• Защищает организм от жары и холода
• Дышит

6. Физкультминутка (слайд №12)

На заре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать-ежиха таз берёт,
Мордочку ежонку трет.
Только спину, только спину
Не потрешь родному сыну
Ходит по росе лесной
Он с немытою спиной.
Вот как посудите сами,
Дело обстоит с ежами.
Хорошо , ребята, всё ж,
Что никто из вас не ёж! ( Т. Виеру) ( дети имитируют движение)

7. Беседа о правилах ухода за кожей (слайд №13-17)

-Попробуем разгадать кроссворд. Отгадайте :

1. Мягкое, пушистое, то, чем вытираются, … называется ( полотенце)

2. Нужно, чтобы у каждого было… ( мыло)
3. Ею руки, ноги, спину трут и … зовут ( мочалка)
Гладко, душисто, моет чисто,
4. Берега над озером,
Словно снег, белеют.
Захочу – и озеро
Сразу обмелеет. ( ванна)
5. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
Зубаста, а не кусается,
Как она называется? ( расческа)
6. Костяная спинка, на брюшке щетинка ( щетка)
7. Мудрец в нем видел мудреца
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца.
И обезьяну- обезьяна. ( зеркало)
-Как можно назвать эти предметы? ( предметы личной гигиены)
-Для чего они нужны? Почему у каждого человека они должны быть личными?

( Рассказ учителем отрывка из мифа «Гигиена и Панацея»)

-У Асклепия было две дочери — Гигиея и Панацея. Они помогали своему отцу лечить людей. Отсюда возникло слово «гигиена» и выражение «панацея от всех бед», то есть спасительное средство от хворей и прочих неприятностей.
-Что появляется на грязной коже? ( бактерии и микробы)
-Бактерии и микробы могут размножаться на коже человека. Поэтому минимум раз в неделю надо принять душ или ванну, а лицо мыть с мылом каждый день. Твой организм и сам борется с бактериями, пытающимися проникнуть через его защитные преграды. Например, возникающие на коже прыщи и фурункулы — чаще всего следствия борьбы организма с бактериями стафилококками.

-Почему нужно следить за чистотой кожи?

-Как следует сохранять кожу в чистоте?
-Какие повреждения кожи могут быть?
-ожог
-обморожение
– грязь в ране
-укусы насекомых
-мозоли
-ходьба босиком
-грибковые заболевания ног
-грязная одежда
-неосторожность при работе с режущими предметами
– Чем они опасны?

-Давайте сформулируем правила ухода за кожей. ( выслушиваются ответы детей)

• Каждую неделю мыть тело горячей водой с мылом
• Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом. Два раза в день чистить зубы.
• Надо регулярно подстригать ногти и волосы
• Охранять кожу от ожогов, порезов, ушибов.
• Нужно закаляться
• Отказаться от вредных привычек ( курение, алкоголь, наркотики)
• Заниматься спортом

8.Физкультминутка

– Очень полезен для кожи массаж.
Антистрессовый массаж:
1.Массаж пальцев рук( круговыми движениями и движениями свержу вниз)
2. Массаж запястьев круговыми движениями
3. Массаж рук ( «Моем руки»)
4. Массаж лба ( погладить лоб, щеки)
5. Массаж плеч ( пощипывание плеч от шеи вниз)
6.Массаж затылка и головы( указательными пальцами массируем снизу вверх)
7. Массаж ушей( пощипывание уха сверху вниз)

9. Работа в тетради «Рабочая тетрадь №1» с.13, №36 ( работа в парах)

10. Итог урока (слайд №19,20)

-Подведем итог урока: Игра «Выбери ответ»

-Кожа – это…
1. Важный орган человека
2. Скелет человека
3. Наружный покров тела человека

-Какие функции выполняет кожа?

1. Защищает от ран и грязи

2. Переваривает пищу
3. Дышит
4. Выделяет пот
5. Очищает кровь

-Через что выделяется жир и пот в организме человека?

1. Через поры кожи

2. Через легкие
3. Через кишечник

-Какую роль играет жир, выделяемый кожей?

1. делает кожу мягкой и упругой

2. делает кожу крепкой и сильной
3. делает кожу ловкой и стройной

-В жизни много интересного:

-Например, под микроскопом на поверхности кожи видны мелкие чешуйки. Они постоянно обновляются. Полное обновление происходит дней за 20. За всю жизнь человек в среднем теряет около 18 кг отмерших клеток кожи.
Отпечатки пальцев у каждого человека уникальны. Оставленные на месте преступления отпечатки помогают опознать преступника.

Что вам сегодня понравилось?

Что нового узнали?
Что интересного расскажите родителям сегодня? ( выслушиваются ответы детей)

11. Домашнее задание: учебник с. 30 – 33 прочитать, подготовить рассказ на тему: “Значение кожи для организма”, выполнить практическое задание в рабочей тетради.

Полный текст материала Урок по окружающему миру “Кожа человека. Значение и строение кожи”; УМК “Начальная школа ХХI века” 4 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Оценка 4.2 проголосовавших: 118
ПОДЕЛИТЬСЯ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here